Цели: продолжить знакомство учащихся с жанром народной сказки; развивать память, связную речь, навыки выразительного и осознанного чтения, умение находить главную мысль сказки; прививать интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план, находить слова.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Бежит лиса по шесточку:
— Лизни, лиса, песочку!
Шест — 1. Длинная палка, жердь. 2. Спортивный снаряд для прыжков в высоту.
III. Постановка целей урока
— Какую сказку изучали на прошлом уроке?
— Удалось ли лисе перехитрить тетерева? Почему?
— Сегодня мы познакомимся еще с одной сказкой о лисе. Кто будет другим героем сказки? Прочитайте название.
— Кто такой журавль?
Журавль — большая болотная птица с длинными ногами и длинной шеей.
IV. Работа по теме урока
1. Словарная работа
— Найдите в словарике учебника на с. 213 значение выделенных слов и выражений.
(Дети читают, объясняют.)
Потчевает — угощаетЬ
Не обессудь — не суди, не отнесись строго.
Несолоно хлебавши — остался ни с чем.
— Как вы понимаете слово «пир»?
Пир — большой званый обед, обильное угощение.
2. Чтение сказки
(Сказку читают: учитель; хорошо читающие учащиеся.)
— Какие чувства вы испытали при чтении сказки? (Дети делятся своими впечатлениями.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного
(Целесообразно повторное чтение сказки.)
— Почему лиса пригласила журавля к себе? (Они подружились.)
— Какое угощение она приготовила журавлю? Почему?
— Как вел себя журавль после того, как лиса его «угостила»? (Он поблагодарил лису и пригласил к себе в гости.)
— Как угостил лису журавль? Почему?
— Прочитайте начало сказки.
— Как вы думаете, они действительно были друзья?
— Почему дружбы у них не получилось? (Так настоящие друзья не поступают.)
— Как вы поняли фразу: «Как аукнулось, так и откликнулось!»?
— Восстановите последовательность событий в сказке. Перескажите ее по полученному плану.
1. Журавль пригласил лису в гости.
2. Лиса пригласила журавля в гости.
3. Лиса с журавлем подружились.
4. Лиса угощает журавля.
5. С тех пор дружба врозь.
6. Журавль угощает лису.
(Ответ. 3, 2, 4, 1, 6, 5.)
VII. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
VIII. Подведение итогов урока
— С какими сказками о лисе вы познакомились?
— Какими представляются герои этих сказок?
Находчивый(ая)
Лиса Умный(ая)
Слабый(ая)
Веселый(ая)
Тетерев Хитрый(ая)
Ловкий(ая)
Ласковый(ая)
Журавль Притворный(ая)
Грубый(ая)
Жадный(ая)
Домашнее задание
1. Подготовить выразительное чтение сказки «Лиса и журавль».
2. Нарисовать иллюстрацию к ней.