Цели: – познакомить учащихся с русской народной сказкой «Лиса и тетерев»;
– развивать умение выразительно читать;
– формировать умение передавать содержание произведения;
– учить отвечать на вопросы по тексту.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь различи 11 жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определяй, последовательность событий, составлять план, находить слоим Оборудование: карточки (текст для речевой разминки, задания)
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Задания 6—7 на с. 38.
III. Речевая разминка
— Прочитайте скороговорку.
Тетерев сидел у Терентия в клетке,
А тетерка с тетеревятками в лесу на ветке.
— Прочитайте скороговорку, разделяя слоим на слоги
— Прочитайте ее с «ворчащей» интонацией (еще: вопросительно, утвердительно, весело, грустно).
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Ребята, а кто такой тетерев?
Тетерев — крупная птица отряда куриных. Тетерка — самка тетерева.
– Как называется сказка, которую мы будем читать на уроке?
– Кто ее автор?
– Какие сказки бывают? (Примерный ответ. Волшебные — в них происходят чудеса и присутствуют волшебные пред-меты; сказки о животных — в них животные являются героями и ведут себя так, как люди; бытовые — в них описана жизнь простых людей.)
– Чем сказка отличается от других произведений? (Она обязательно чему-то учит, заключает в себе мудрую мысль.)
– Рассмотрите иллюстрацию на с. 39. Как вы думаете, о чем будет эта сказка?
– Как описана лиса в сказках? (Она хитрая, умная, ловкая, обманщица и т. д.)
– Прочитаем сказку и узнаем, правы ли мы в своих предположениях.
V Работа по теме урока
(Учи ель читает сказку. Затем проводится словарная работа.)
Проведать — навестить.
Нынче — сегодня.
Навострила уши — насторожилась.
W т постановление.
Кик вы поняли слова тетерева: «Кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего»?
VI Физминутка
VII. Закрепление изученного
— Прочитайте пословицу на с. 40 и объясните ее смысл.
— Выполните задания 1—5 на с. 41.
— Подготовимся к чтению по ролям:
• подумайте, каким голосом надо читать слова лисы и тетерева;
• определите основные мысли, которые надо выделить голосом.
— Разыграйте диалог лисы и тетерева, как в театре. (Чтение по ролям.)
VIII. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
IX. Подведение итогов урока
— Какую сказку мы изучали на уроке?
— Подтвердились ли ваши предположения, что лиса в сказках самая хитрая и умная?
— К какому виду относится эта сказка?
— Чему учит нас эта сказка?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение сказки