Цели: продолжить знакомство учащихся с малыми жанрами фольклора ; учить произносить скороговорки; формировать умение различать малые жанры фольклора; развивать речь, внимание, память, логическое мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в текстах, а также слова, которые помогают представить героя произведения.
Ход урока
I ОРГ. момент
2. Проверка домашнего задания
3. Речевая разминка
Прочитайте текст, записанный на карточке. Догадайтесь, что это . (Это скороговорка, но у нее есть автор.)
Живут у меня кукушки —
Варят галушки,
Пекут пампушки,
Поют частушки.
Хорошие подружки —
Пестрые кукушки!
Э. Красноруцкий
– Читаем с разной интонацией, работаем над скоростью.
– Наш народ сложил много скороговорок. Какие из них вам известны ? (Дети вспоминают.) Есть такие, например:
I. Везет Сенька Саньку
с Сонькой на санках.
Санки скок, Саньку с ног,
Соньку в бок, Сеньку в лоб,
Все в сугроб…
2. Шел Егор через двор с топором чинить забор.
3. Павка на лавке
Плетет лапти Клавке.
Не годятся лапти
Клавке на ножки,
А годятся лапти
На лапки кошке.
IV. Введение в тему урока
— Как вы считаете, для чего нужны скороговорки? (Примерным ответ. Для отработки правильной дикции. Они построены на сочетании похожих звуков, которые трудно произносит!, друг за другом, все время путаешься.)
Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.
V. Работа по теме урока
— Играя в разные игры, как выбираете водящего? (Считаемся.)
— Какие считалки вы знаете? (Дети рассказывают.)
Считалки — это тоже жанр устного народного творчества.
Считалками принято называть короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ролей в игре. Главная особенность считалки – чёткий ритм, возможность кричать раздельно все слова.
— Прочитайте считалки в учебнике на с. 22.
(Учитель обращает внимание детей на их четкий ритм.)
— А сейчас познакомимся с текстом на с. 23. Как вы думаете, что мы прочитали? Это небылица. Как вы понимаете это слово, каким словом его можно заменить? (Фантазия, сказка, выдумка.)
Небылица – это особый вид шутливых произведений устной словесности; сказка, выдумка.
1) То, чего не бывает в действительности; вымысел.
2) Вранье, сплетня.
— Я вас познакомлю еще с одной небылицей.
Ехала деревня Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Дубина выбегает
С мальчиком в руках,
А за ним тулупчик
С бабой на плечах.
Деревня закричала:
«Мужики горят!»
1. Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
А за нею во всю прыть,
Тихими шагами
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
2. Под горой у сосновой опушки
Жили-были четыре старушки.
Жили-были четыре старушки,
Все четыре — большие болтушки.
3. Ходит сон по горе,
Носит дрему в рукаве,
Всем детишкам продает,
Нашей Гале так дает.
4. Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак.
Сунул грека руку в реку,
Рак за руку греку цап!
5. На пригорке у Егорки
Есть конек-горбунок.
Кто коня запряжет,
Нам подарки привезет!
Раз, два, три, четыре, пять,
Отправляйся запрягать!
6. Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками топ, топ!
Глазками хлоп, хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает, забодает.
7. Скок-поскок!
Молодой дроздок
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу-вы! Полетели,
На головушку и сели.
8. В лесу есть ворота.
Филины и совы
Берегут засовы.
В каждой щелке
Бродят злые волки.
Кто боится там ходить —
Тому водить.
Куда, заинька, бежишь?
Куда, серенький, спешишь?
— К медведю на свадьбу,
Медведь-то мне дядя,
А медведица-то тетка.
10. Спи, усни,
Бай, бай, бай!
Угомон тебя возьми.
Спи, посыпай,
Боронить поспевай.
Мы те шапочку купим,
Зипун сошьем;
Зипун сошьем,
Боронить пошлем
В чистые поля,
В зелены луга.
Зипун — в старое время одежда крестьянина, кафтан из грубого м» пе гого сукна, обычно без воротника.
11. Жаворонки, жавороночки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Лето теплое,
Унесите от нас
Зиму холодную;
Нам холодная зима
Надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
12. Ой вы, жаворонки,
Жавороночки,
Летите в поле,
Несите здоровье:
Первое — коровье,
Второе — овечье,
Третье — человечье.
Похожие записи
- Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Знакомство с названием раздела
- Конспект урока по литературному чтению. Тема: И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении
- Конспект урока. Тема: И. Крылов "Мартышка и Очки"
- Конспект урока. Тема: И. Бунин. Выразительное чтение стихотворений
- Конспект урока: С. Маршак "Кот и лодыри"
Полезная разработка, спасибо!