Вы просматриваете: Главная > Поурочные планы > Литературное чтение 1 класс. ТЕМА: А. Майков «Весна», Т. Белозёров "Подснежники"

Литературное чтение 1 класс. ТЕМА: А. Майков «Весна», Т. Белозёров "Подснежники"

Цели:

– совершенствовать навыки выразительного чтения;

– развивать фонематический слух, речевые умения, творческие способности, память и воображение;

– воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты: умение выразительно читать стихотворения пред классом, передовая настроение, придумывать иллюстрацию прочитанному стихотворению.

Познавательные: умение сравнивать литературные произведения с произведениями разных видов искусств (музыка, живопись).

Регулятивные: умение оценивать результата своих действий после их завершения и вносить коррективы с учетом характера сделанных ошибок.

Коммутативные: совершенствование речевых умений и навыков в процессе пересказа описания пейзажа или явлений природы; умение высказывать свое отношение к содержанию произведений и оценивать высказывание партнера.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка цели урока.

– Отгадайте загадку:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Ответ: весной.

– Перечислите весенние месяцы.

III. Изучение нового материала.

1. Отработка навыков чтения.

– Прочтите целыми словами:

Утром, присев на зеленом пригорке,

Учат сороки скороговорки:

кар тошка

тонка

ета

туз

кар тина

низ

амель

апуз

2. Знакомство со стихотворением А. Майкова «Весна».

Аполлон Николаевич Майков (1821–1897). Жизнеутверждающим настроением проникнуты стихи этого известного поэта второй половины XIX века. Уже в начале своего творческого пути он получил положительную характеристику В. Г. Белинского. По словам критика, Майков «смотрел на жизнь глазами грека». Свои идиллические представления о жизни древних греков поэт решился соединить с воспроизведением картин русской жизни. Природа России предстает сквозь усвоенную поэтом эстетику античных времен. Все реальное в стихах Майкова гармонично и исполнено красоты. Благодаря этим свойствам ряд стихотворений поэта стал достоянием детского чтения и школы. Таково и стихотворение «Летний дождь» (1856):

Золото, золото падает с неба!

Дети кричат и бегут за дождем…

Небесное «золото» станет «золотистым зерном», амбары наполнятся «душистым хлебом». Радостное ощущение бытия и воспроизведение дивных преображений в природе сообщают стихам цельность и гармонию.

Ни одно из социальных противоречий современности не затронуто в стихах Майкова. Идиллический взгляд его на мир выразился в прекраснодушном изображении народного быта. Поэт запечатлел только светлую строну крестьянского труда.

Влечение поэта к идиллии и эстетизированным картинам выразилось и в том, что он осуществил вольный перевод нескольких новогреческих песен. Таковы известные стихи Майкова «Ласточка примчалась…» (1858) и «Колыбельная песня» («Спи, дитя мое, усни!..», 1858). Реальные представления авторы о русской природе здесь неотделимы от его идиллических воззрений. Ласточка приносит весну – поэт связывает с прилетом птиц лишь неотвратимую смену времен года:

Будь хоть снег, хоть дождик –

Все весною пахнет!

Природа, воссозданная поэтом, полна гармонии и той цельности, которая укрепляет ребенка в здоровом отношении к миру.

Учитель выразительно читает стихотворение «Весна».

– О каком растении рассказал поэт?

– Как автор называет этот цветок?

– Какое слово помогает представить последний снежок в стихотворении «Весна»?

– Объясните значение выражения:

Сквозистый снежок – рыхлый снег.

– Прочтите выразительно стихотворение «Весна».

– Чем отличается стихотворение от сказки?

Знакомство со стихотворением Т. Белозерова «Подснежники».

Своеобразная тематика характерна для сибирского поэта Тимофея Белозёрова (род. в 1929 г.). Он прежде всего поэт сибирской природы. Стихотворения – лирические и сюжетные сказки, волшебные и познавательные – все проникнуто пониманием и знанием своего родного края: «Смородиновый куст», «Апрель», «Карасик», «Журавкин праздник», «Где трава растет густая».

Сборник «Где трава растет густая» состоит из небольших стихотворных сказок. Сказки одновременно фантастические и познавательные. Их основные герои – волшебные человечки, которые приходят на помощь малышам, помогают им постигать окружающий мир.

«Смородиновый куст, «Карасик» и другие сборники включают стихотворения, раскрывающие самобытный мир природы Сибири. В сборник «Карасик» вошли стихотворения разных жанров, а также небылицы и скороговорки, считалки и загадки.

Близость к природе определила главную черту поэзии Т. Белозёрова – следование традициям устного народного творчества.

 

– Прочтите фамилию автора.

– Как называется стихотворение?

– Прочтите ключевые слова сначала по слогам, затем целыми словами:

сне-гу-роч-ка – снегурочка

про-во-жа-та-я – провожатая

пе-чаль-на-я – печальная

пла-ка-ла – плакала

тро-га-я – трогая

сне-гу-роч-ки-ны – снегурочкины.

– Прочтите стихотворение вслух по цепочке.

– О чем это стихотворение?

– Какое настроение оно создает?

– С какой интонацией надо его читать?

– Прочтите строчки, в которых автор говорит о Снегурочке.

– С чем автор сравнивает первые весенние цветы?

– Нравится ли вам сравнение подснежников со снегурочкиными слезами?

– Прочтите стихотворение, передавая настроение поэта

VI. Итог урока.

– Как называется третий раздел учебника?

– Стихотворения каких авторов вы прочитали?

– Какое стихотворение понравилось больше? Почему?

– Прочтите пословицу и объясните ее значение:

џ Весна да осень – на дню погод восемь.

Домашнее задание:

1) выучить наизусть стихотворение по выбору;

2) подготовить иллюстрацию к нему.




coded by nessus
  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо войти.



Яндекс.Метрика