Цели:
– совершенствовать навыки выразительного чтения;
– развивать фонематический слух, речевые умения, творческие способности, память и воображение;
– воспитывать любовь к природе.
Планируемые результаты: умение выразительно читать стихотворения пред классом, передовая настроение, придумывать иллюстрацию прочитанному стихотворению.
Познавательные: умение сравнивать литературные произведения с произведениями разных видов искусств (музыка, живопись).
Регулятивные: умение оценивать результата своих действий после их завершения и вносить коррективы с учетом характера сделанных ошибок.
Коммутативные: совершенствование речевых умений и навыков в процессе пересказа описания пейзажа или явлений природы; умение высказывать свое отношение к содержанию произведений и оценивать высказывание партнера.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка цели урока.
– Отгадайте загадку:
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Ответ: весной.
– Перечислите весенние месяцы.
III. Изучение нового материала.
1. Отработка навыков чтения.
– Прочтите целыми словами:
Утром, присев на зеленом пригорке,
Учат сороки скороговорки:
кар | тошка
тонка ета туз |
кар | тина
низ амель апуз |
2. Знакомство со стихотворением А. Майкова «Весна».
Аполлон Николаевич Майков (1821–1897). Жизнеутверждающим настроением проникнуты стихи этого известного поэта второй половины XIX века. Уже в начале своего творческого пути он получил положительную характеристику В. Г. Белинского. По словам критика, Майков «смотрел на жизнь глазами грека». Свои идиллические представления о жизни древних греков поэт решился соединить с воспроизведением картин русской жизни. Природа России предстает сквозь усвоенную поэтом эстетику античных времен. Все реальное в стихах Майкова гармонично и исполнено красоты. Благодаря этим свойствам ряд стихотворений поэта стал достоянием детского чтения и школы. Таково и стихотворение «Летний дождь» (1856):
Золото, золото падает с неба!
Дети кричат и бегут за дождем…
Небесное «золото» станет «золотистым зерном», амбары наполнятся «душистым хлебом». Радостное ощущение бытия и воспроизведение дивных преображений в природе сообщают стихам цельность и гармонию.
Ни одно из социальных противоречий современности не затронуто в стихах Майкова. Идиллический взгляд его на мир выразился в прекраснодушном изображении народного быта. Поэт запечатлел только светлую строну крестьянского труда.
Влечение поэта к идиллии и эстетизированным картинам выразилось и в том, что он осуществил вольный перевод нескольких новогреческих песен. Таковы известные стихи Майкова «Ласточка примчалась…» (1858) и «Колыбельная песня» («Спи, дитя мое, усни!..», 1858). Реальные представления авторы о русской природе здесь неотделимы от его идиллических воззрений. Ласточка приносит весну – поэт связывает с прилетом птиц лишь неотвратимую смену времен года:
Будь хоть снег, хоть дождик –
Все весною пахнет!
Природа, воссозданная поэтом, полна гармонии и той цельности, которая укрепляет ребенка в здоровом отношении к миру.
Учитель выразительно читает стихотворение «Весна».
– О каком растении рассказал поэт?
– Как автор называет этот цветок?
– Какое слово помогает представить последний снежок в стихотворении «Весна»?
– Объясните значение выражения:
Сквозистый снежок – рыхлый снег.
– Прочтите выразительно стихотворение «Весна».
– Чем отличается стихотворение от сказки?
Знакомство со стихотворением Т. Белозерова «Подснежники».
Своеобразная тематика характерна для сибирского поэта Тимофея Белозёрова (род. в 1929 г.). Он прежде всего поэт сибирской природы. Стихотворения – лирические и сюжетные сказки, волшебные и познавательные – все проникнуто пониманием и знанием своего родного края: «Смородиновый куст», «Апрель», «Карасик», «Журавкин праздник», «Где трава растет густая».
Сборник «Где трава растет густая» состоит из небольших стихотворных сказок. Сказки одновременно фантастические и познавательные. Их основные герои – волшебные человечки, которые приходят на помощь малышам, помогают им постигать окружающий мир.
«Смородиновый куст, «Карасик» и другие сборники включают стихотворения, раскрывающие самобытный мир природы Сибири. В сборник «Карасик» вошли стихотворения разных жанров, а также небылицы и скороговорки, считалки и загадки.
Близость к природе определила главную черту поэзии Т. Белозёрова – следование традициям устного народного творчества.
– Прочтите фамилию автора.
– Как называется стихотворение?
– Прочтите ключевые слова сначала по слогам, затем целыми словами:
сне-гу-роч-ка – снегурочка
про-во-жа-та-я – провожатая
пе-чаль-на-я – печальная
пла-ка-ла – плакала
тро-га-я – трогая
сне-гу-роч-ки-ны – снегурочкины.
– Прочтите стихотворение вслух по цепочке.
– О чем это стихотворение?
– Какое настроение оно создает?
– С какой интонацией надо его читать?
– Прочтите строчки, в которых автор говорит о Снегурочке.
– С чем автор сравнивает первые весенние цветы?
– Нравится ли вам сравнение подснежников со снегурочкиными слезами?
– Прочтите стихотворение, передавая настроение поэта
VI. Итог урока.
– Как называется третий раздел учебника?
– Стихотворения каких авторов вы прочитали?
– Какое стихотворение понравилось больше? Почему?
– Прочтите пословицу и объясните ее значение:
џ Весна да осень – на дню погод восемь.
Домашнее задание:
1) выучить наизусть стихотворение по выбору;
2) подготовить иллюстрацию к нему.