Цели: обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам; раскрыть трагедийный смысл рассказа «Лев и собачка»; пробуждать любовь и доброту к братьям нашим меньшим.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение i прочитанному; определять средству художественной выразительности в прозаическом тексте.
Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания); иллюстрации или слайды с изображением животных.
Ход урока
I Организационный момент
- Проверка домашнего задания
(11ересказ текста по готовому плану.)
- Актуализация знаний
Л сейчас прочитайте пословицы и скажите, какие из них можно отнести к рассказам Л.Н. Толстого. Назовите этот рассказ.
- Будь храбр по уму и по сердцу.
- Гордится отец, что у него сын храбрец.
- Одним умением, без привычки, хорошо не сделаешь.
- Кому потеха, а мне не до смеха.
- Где смекнет боец, там врагу конец.
(Ученики объясняют пословицы и говорят, к какому рассказу «Прыжок» или «Акула» — они относятся.)
- Работа по теме урока
Чтение и обсуждение рассказа «Лев и собачка»
-Сегодня, ребята, мы прочитаем другой рассказ Льва Николаевича — «Лев и собачка». Рассмотрите иллюстрацию к рассказу на с. 161. Что вы видите? (Мы видим, что лев и собачка сидят очень дружно, даже очень странно, как они мирно сидят.)
- Как вы думаете, о чем этот рассказ? (Предположения детей.)
- Я буду читать, а вы следите по учебникам. (После чтения выдерживается пауза.)
- Сейчас вчитайтесь сами в текст, а потом поделитесь своими мыслями.
(Дети читают текст самостоятельно.) ‘
- Каково ваше впечатление от рассказа? Какие мысли и чувства вызвало чтение? (Очень жалко льва и собачку; лев умер от тоски. Лев не просто привязался к собачке, а полюбил ее. Он добрый — поделил мясо с собачкой, которую вначале встретил с удивлением.)
- Физкультминутка
Я умею греться сам,
Обхвачусь руками,
Сильно их прижму к плечам,
Постучу ногами.
- Продолжение работы по теме урока
- Прочитайте отрывки, которые вам запомнились. Почему именно этот отрывок запомнился?
- Прочитайте, как начинается рассказ. (В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям…)
- Как вы думаете, почему автор так начал свой рассказ? Что он хотел нам показать? (Люди безжалостны — вместо того, чтобы брать просто деньги, они уничтожали животных и смотрели на эту расправу.)
- Зачем же Лев Николаевич так начинает свой рассказ? (Что бы такого никогда не было. Он хочет научить нас любить животных. В рассказе люди безжалостны, а лев и собачка добрые.)
- Прочитайте, как лев посмотрел на собачку, когда впервые увидел ее. (Посмотрел с любопытством, интересом и удивлением.)
- Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило? (Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)
- Как автор относится к собачке? (Он ее любит.)
- Какими словами он пишет о ней? («Собачка», «собачонка», «лапки», «хвостик» и другими словами — добрыми, ласковыми )
Похожие записи
- Конспект урока. Тема: М. Лермонтов "Утес", "Осень"
- Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка
- Конспект урока. Тема: Д. Мамин-Сибиряк "Аленушкины сказки" (присказка)
- Конспект урока: Произведение М.Пришвина "Выскочка"
- Конспект урока. Тема: Б. Житков "Храбрый утенок"