Цели: формировать умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные; учить подбирать примеры таких слов самостоятельно; развивать речь, умение наблюдать.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать имена существительные собственные и нарицательные; использовать специальную терминологию при определении части речи; самостоятельно подбирать имена существительные в каждую группу; составлять устный рассказ-описание по картине; работать с несколькими источниками информации.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Словарная работа
— Как позвать ученика, если в классе у двоих ребят одинаковое имя? Как их отличить? (По фамилии.)
Фамилия есть у каждого человека. Он получает ее при рождении, так же как имя.
— Найдите это словарное слово на с. 55, спишите в тетрадь, выделите не проверяемую гласную.
— Представьте такую ситуацию: два человека являются тезками, имеют одинаковые имя и фамилию. Как их можно различить? (По отчеству.)
(Учитель рассказывает о значении слова отчество.)