Цели:
1. Сформировать представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах.
2. Познакомить учащихся с историей возникновения города Санкт-Петербург.
3. Развивать устную речь.
4. Воспитывать интерес к изучению истории Отечества.
О б о р у д о в а н и е: фотографии исторических достопримечательностей Санкт-Петербурга, схема «Реформы Петра I», историческая карта.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. О каком городе написал свое стихотворение А. С. Пушкин? Кто основал этот город?
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася, бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел. И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Ученики. Это город Санкт-Петербург. Его основал царь Петр I.
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с царем Петром, узнаем, что нового появилось в жизни страны в его правление, перенесемся из древней столицы России Москвы в новую – Санкт-Петербург.